Продавец-консультант – одна из самых востребованных профессий. На рынке много игроков – компаний мелких и крупных, частных предпринимателей, владельцев интернет-магазинов – и все они реализуют товары и услуги, для продажи которых требуется эксперт.
На роль продавца-консультанта может претендовать специалист с опытом и без – многие работодатели готовы сотрудничать с людьми, которые заинтересованы стать экспертами в сфере продаж, но еще не успели обзавестись практическими навыками.
Cтруктура документа стандартна. Придерживайтесь ее, чтобы резюме полностью соответствовало требованиям работодателя и помогало в достижении цели – получении работы.
Структура резюме
1) Заголовок
В роли заголовка выступает должность.
Например, «менеджер по продажам», «менеджер по продажам, консультант», «продавец-консультант», «продавец-консультант косметики, парфюмерии, женской одежды» и т. п.
2) Контактная информация
Укажите телефон, и-мейл. Если вы в данный момент работаете, не указывайте рабочий телефон – только ваш личный. И-мейл должен быть «серьезным»; «Semenova_M@gmail. com» произведет более благоприятное впечатление, чем «Malishka_Mary@narod. ru».
3) Цель поиска
Напишите, какую работу вы ищете. Например, «Позиция продавца-консультанта в магазине (одежда, обувь, мебель, товары для дома) на полный день».
Формулируя цель поиска:
- не используйте требовательный тон («Работа продавцом с обязательной перспективой роста. »),
- не используйте клише, например, «Ищу работу в перспективной компании с масштабными задачами, хочу работать в команде профессионалов»,
- отметьте в цели важную фактическую информацию, например, то, что вас интересует работа на полный день или частичная занятость, в каком регионе/районе города вам предпочтительнее работать, и т. п. Более полная и точная информация направит к вам поток работодателей, чьи предложения максимально соответствуют вашим запросам.
4) Желаемый уровень зарплаты
Для работодателя эта цифра – ориентир, соответствуют ли его возможности ожиданиям соискателя.
Хотя у этого раздела резюме есть еще одна цель, неявная: она является косвенным свидетельством самооценки кандидата. Работодателю интересно, как вы сами себя оцениваете, и это может повлиять на решение, приглашать вас на собеседование или нет. Задача соискателя – дать адекватную цифру, не заниженную (иначе возникает подозрение, что специалист не имеет достаточно опыта или не уверен в себе) и не завышенную (в этом случае работодатель может предпочесть кандидата с более скромными запросами).
Наиболее рациональное решение – это ориентироваться на средние зарплаты по вашей специальности. При этом сделайте поправку на:
- опыт работы (чем больше, тем выше может быть цифра),
- ситуацию на рынке труда, степень востребованности продавцов в вашем регионе (например, в маленьком городе вакансий может быть значительно меньше, чем в мегаполисе),
- характер вакансии (вакансия в бутике обычно предполагает более высокую зарплату, нежели в небольшом магазине мелкого предпринимателя; имеет смысл подкорректировать цифру в соответствии с предполагаемыми возможностями работодателя).
Вы можете найти данные по средним зарплатам по своей специальности (например, для консультанта в магазин игрушек, для консультанта в магазин нижнего белья, для консультанта в магазин мебели и т. д.).
5) Ключевые навыки, квалификации
В этот блок включите сведения обо всем, что вы знаете и умеете. Вашу ценность работодатель оценит именно по этому разделу – до того, как изучит ваш опыт работы.
Навыки можно разделить на группы, чтобы представить информацию в более структурированном и читабельном виде. Можно указать следующие группы навыков:
- навыки продаж (владение техникой продаж, «холодные» звонки, навыки оптовых продаж, навыки работы с иностранными клиентами и т. п.),
- навыки менеджмента и маркетинга (планирование продаж, оценка целевой аудитории, навыки закупок, работы с поставщиками и транспортными кампаниями и т. п.),
- навыки универсальные (презентационные, коммуникативные, навыки работы с компьютером, документооборот),
- навыки, связанные с конкретным рынком («технические») – на котором работает компания-работодатель. Например, по профессии вы инженер, и вы разбираетесь в холодильном оборудовании, которое реализует потенциальный работодатель. Обязательно упомяните в резюме, что вы хорошо знаете продукцию компании как технический специалист.
Ключевые навыки в резюме – примеры для продавца:
- «Заключение сделок в сфере B2B: автозапчасти, металлопластиковые окна, строительные материалы».
- «Составление стратегии продаж определенной товарной группы в соответствии с общей маркетинговой стратегией компании».
- «Навыки презентации услуг компании для специализированной аудитории (бухгалтера/врачи/предприниматели)».
- «Владение 1С, Microsoft Office, Power Point; опыт работы с кассовым аппаратом».
- «Навыки выкладки товара, мерчендайзинг».
- «Доскональное знание отечественного рынка бытовой техники, на уровне технических характеристик конкретных моделей (навыки ремонта бытовой техники)».
6) Опыт работы
Места работы и должности упоминаются в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы и далее, к началу карьеры.
Вот как выглядит блок «Опыт работы» (на примере одной должности):
Май 2012 – август 2017 г. г. продавец-консультант. магазин «Antonio Biaggi» (продажа обуви, сегмент «люкс»).
Обязанности:
- сортировка обуви на складе,
- прием и выкладка товара,
- оформление ценников,
- оформление покупки на кассе,
- участие в инвентаризации.
Достижения:
Прохождение 2-х проверок «тайным покупателем» на 100 баллов.
Обратите внимание, что описаны не только обязанности, но и достижения. Для продавца-консультанта это ключевой момент – показать достижения в цифрах, поскольку деятельность продавца легко измерить количественно (количество и доля продаж, средний чек, прибыль, принесенная компании и т. п.).
Подумайте, о каких достижениях можете рассказать вы, и включите эти сведения в резюме.
7) Образование
Укажите, какое учебное заведение (заведения) вы закончили, какой диплом получили (специальность, уровень квалификации), напишите годы начала и завершения обучения.
8) Повышение квалификации
В этом блоке перечислите курсы, тренинги, любые обучающие программы, которые вы прошли в рамках конкретной специализации – в которой вы ищете работу. Другими словами, если вы претендуете на позицию продавца, не стоит упоминать в резюме курсы художественного мастерства или вышивки. Зато очень уместны будут упоминания курсов по повышению уровня продаж, работе с возражениями, занятия по развитию навыков речи, коммуникации и т. п.
9) Дополнительные сведения
В этом разделе вы можете описать важные моменты, которые не вошли в другие разделы.
Так, вы можете оставить ссылки на ваш блог (если работа связана с текстами), на портфолио, на ваш профиль в LinkedIn, на ссылки в социальных сетях (например, если вы – SMM-менеджер).
Здесь можно упомянуть о наличии водительских прав, каких-либо грамот и прочих наград. Подумайте, что может сыграть в вашу пользу – и добавьте эти сведения.
10) Личные качества
Личные качества описывать не обязательно – этот раздел вообще можно опустить. Однако для продавца особенности характера, поведения имеют важное значение. Так, хороший продавец – это человек коммуникабельный, терпеливый, умеющий сглаживать конфликты, способный понять чувства и потребности другого человека.
Если вам удастся информативно и нетривиально описать свои личные качества – а именно те, которые делают вас более успешным специалистом – сделайте это.
Тонкость заключается в том, что недостаточно перечислить несколько качеств через запятую, например: «Коммуникабельная, стрессоустойчивая, быстро обучаемая, ответственная». Так пишет о себе большинство соискателей. Чтобы выделиться на их фоне, произвести более выгодное впечатление, используйте расширенные формулировки. И обязательно упоминайте только те качества, которые вам присущи.
Например:
«Способность оценить потенциального покупателя за 30 секунд: предположить уровень дохода, образ жизни, степень интереса к магазину и товарам, особенности характера».
«Способность быстро и легко устанавливать контакты с незнакомыми людьми: от первого приветствия до обмена контактами и заинтересованности со стороны собеседника, за 10 минут».
«Способность мягко разрешать конфликты. За последний месяц – 5 успешных разрешений конфликтных ситуаций, при отсутствии компенсаций со стороны магазина, с сохранением клиента».
11) Хобби
Раздел об увлечениях не напрасно занимает последнее место в структуре документа – на самом деле, ему работодатели уделяют внимание в редких случаях. И все же, если ваше резюме вписывается в общепринятый объем (до 2-х страниц) и у вас есть хобби, полезные для профессии, вы можете их указать.
Например, вы можете написать, что любите читать книги о продажах, изучаете иностранный язык (если планируете работать с международными рынками). Возможно, у вас есть увлечение, которые перекликается с потенциальным местом работы. Например, вы отправляете резюме на должность продавца-консультанта в спортивном магазине, и вы увлекаетесь спортом. В этом случае, хобби заслуживает упоминания в резюме.
———————————————————————————————————
Пример резюме продавца-консультанта
Продавец-консультант
Гавриленко Мария Евгеньевна
+38 (066) 355 66 77
Цель. позиция менеджера по продажам в магазине непродовольственных товаров в Новомосковске, полный рабочий день.
- навыки активных продаж в розничной торговле,
- выкладка товара,
- инвентаризация,
- работа с кассовым аппаратом, терминалом,
- консультирование клиентов в торговом зале,
- содействие в продвижении магазина в соцсетях.
- подготовка первичной документации,
- наставничество (передача опыта младшим продавцам).
Технические
закройка и пошив одежды (дипломированная швея).
Компьютерные
MS Office, 1С, Corel Draw.
Декабрь 2014 г. – январь 2017 г. г. продавец-консультант. кассир; сеть магазинов «Домострой» (товары для дома).
Обязанности:
- прием и выкладка товара,
- оформление витрин,
- консультирование покупателей в торговом зале,
- расчетно-кассовое обслуживание,
- ведение первичной документации (подготовка расходных накладных),
- подготовка отчетов о продажах,
- учет остатков товара на складе,
- контроль сроков реализации товаров.
Достижения:
В декабре 2016 г. присвоен статус «Лучший продавец торговой сети» по результатам работы за год.
Август 2010 – май 2014 г. г. продавец. магазин «Маленькая фея» (продажа товаров для детей, беременных женщин, мам, продажа детского питания).
Обязанности:
- прием товара, выкладка,
- оформление витрины магазина,
- подбор ассортимента товаров, сбор информации о товарах у поставщиков,
- консультирование покупателей, подбор товаров,
- расчетно-кассовое обслуживание,
- курирование обновления каталога для покупателей,
- ведение групп магазина в Facebook и Vk.
Достижения:
- 100%-ное выполнение плана продаж, в отдельные месяцы – перевыполнение; максимальное перевыполнение плана – на 210% в ноябре 2014 г.
- обучение 5-ти менеджеров-молодых специалистов (спустя полгода после обучения все стажеры вышли на 100%-ное выполнение плана продаж),
- выстраивание коммуникации с аудиторией в соцсетях (2% продаж из Vk, 4% продаж – из FB).
2005 – 2010 г. г. ателье «Афина», швея, закройщик (женская, мужская, детская одежда).
Обязанности:
- раскрой на лекалах,
- работа с разными типами тканей,
- пошив трикотажа, спецодежды, верхней одежды,
- консультирование клиентов. индивидуальный подбор моделей.
1997 – 2000 г. г. Новомосковское профессионально-техническое училище №17, специальность «Швея-мотористка», диплом бакалавра.
Повышение квалификации:
2014 г. Курсы «Продавец-кассир» на базе районного государственного центра занятости (6 месяцев).